Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире. Зрительное восприятие представляет собой основу зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. Слуховое восприятие  - это основа в освоении ребенком речи. Правильное восприятие себя и собственного тела поможет ребенку чувствовать себя более уверенно, научит его самоуважению и принятию самого себя.

Функция зрительного восприятия лежит в основе множества психических процессов, основанных на участии зрительного анализатора. Прежде всего это касается мышления, зрительной памяти, чтения и письма. Ранний возраст является наиболее чувствительным для накопления информации зрительного типа.

Существует ряд игр и упражнений, которые способствуют развитию зрительного восприятия:

  • Игры типа "Собери картинку", в которых ребенку даются два одинаковых изображения: целое и разделенное на несколько частей (начиная с двух, затем три, четыре, пять). Необходимо собрать целое изображение вначале по образцу, затем без нею. По мере того, как ребенок научится складывать картинку, можно увеличивать количество частей, а также сложность самого изображения.

 

  • Упражнения на поиск недостающих фрагментов изображения - ребенку предлагается картинка (любого характера) с отсутствующим фрагментом и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный кусочек.

 

  • Упражнения на узнавание наложенных друг на друга контуров двух и более изображений, для детей старшего дошкольного возраста это могут быть цифры и буквы.

 

  •  "Лабиринты" (по типу пересечения нескольких линий)

Можно предложить ребенку распутать веревочки шариков или найти для каждого героя сказки свою тропинку. Освоение умения решать подобные задания начинается с  с проведения по «дорожкам» пальчиком ребенка, затем - карандашом, и лишь потом - только глазами.

 

 

  • Разноцветный мир

Игра поможет закрепить знания ребенка о цветах, развивает цветовое восприятие. Взрослый с ребенком вспоминает названия основных цветов того, что их окружает. Например, говорит ребенку: "Посмотри, какого цвета небо? Верно, голубое. А теперь посмотри вокруг и найди еще что-нибудь такого же голубого цвета, как небо". Или "Какого цвета огурец? А что еще бывает зеленого цвета?"

  • Простые фигуры

Игра направлена на развитие восприятия формы. В нее можно играть на улице. Необходимы карточки с геометрическими фигурами, например, треугольником, квадратом, кругом. Фигуры могут быть изображены разными по размеру и цвету. Потребуется также мел белого цвета, которым взрослый рисуетна асфальте те же фигуры, но все одного цвета и размера. 

Взрослый предлагает ребенку выбрать карточку с фигурой и добежать до ее домика, который нарисован на асфальте мелом.

  • Чтение по губам

Эта игра формирует у ребенка умение концентрировать взгляд, расширяет словарный запас.

Взрослый говорит ребенку о том, что существуют люди, которые не могут слышать. Они понимают, что им говорят, только по губам. Затем ребенку предлагается поиграть - угадать слово, которое взрослый скажет одними губами.

Игра начинается с простых и знакомых слов ребенку. Сначала слова произносятся вслух, затем шепотом, после этого - едва слышно, и наконец - молча. При этом необходимо помнить, что нужно четко артикулировать (произносить губами) каждый звук.

  • "Что там нарисовано?"

Эта игра развивает восприятие части и целого.

Для игры необходимо несколько картинок и белый лист бумаги большего, чем рисунок, размера, с прорезанным в середине отверстием с монету достоинством в 5 рублей. Взрослый накрывает рисунок чистым листом с отверстием и в таком виде показываете ребенку. "Смотри, что у меня есть. Видишь, на этой картинке вырезано маленькое окошко, но в него видно совсем немного. Давай попробуем подвигать это окошко по рисунку, так мы с тобой сможем увидеть больше и угадаем, что же там нарисовано".

  • Дорисуй-ка

Игра развивает целостность восприятия, воображение.

В зависимости от возраста ребенка задания варьируются по сложности. Ребенку предлагается рисунок, на котором чего-то не хватает (крыши у дома, лепестка у цветка). Задача - дорисовать изображение до целого. Взрослый говорит ребенку: "Эти рисунки отличаются от других, на них что-то не так. Наверное, художник забыл нарисовать какую-то его часть, давай вместе посмотрим и найдем пропажу".

Если ребенку трудно найти недостающий элемент, то необходимо показать такой же рисунок, на котором изображение дано полностью, и попросить найти различия между двумя рисунками.

Игры, направленные на развитие слухового восприятия:

  • "Кто что услышит"

Игра направлена на развитие слухового восприятие, расширение активного словаря.

Понадобятся предметы, издающие различные звуки, например, колокольчик, молоточек, детская дудочка, предметы из бумаги и т. д. Взрослый говорит ребенку "Давай вместе послушаем, какие звуки издают предметы, которые я приготовил. А теперь я спрячу их за спину и пошумлю ими. А ты попробуй угадать, что это был за предмет».

  • "Помоги игрушкам"

Игра развивает остроту слуха, умение правильно воспринимать слуховую инструкцию. Необходимо приготовить несколько любимых игрушек ребенка, например, куклу, мяч и машинку. Взрослый говорит ребенку: "Наши с тобой игрушки собрались погулять, но они запутались и не знают, что им делать. Давай я буду вслух говорить, что им нужно делать, а ты покажешь игрушкам, как правильно».

Далее ребенку дается несколько инструкций, включающих в себя пространственные предлоги (из, под, в, на, перед, за и т. д.). Например: - возьми куклу и посади в машину; - возьми куклу из машины; - положи мяч в машину; - покатай куклу в машине.

Чем старше ребенок, тем больше игрушек и тем более сложные инструкции можно использовать.

  • "Я здесь"

Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве, быстро сосредоточиваться и находить источник звука. 

Взрослый говорит ребенку: "Сейчас я завяжу тебе глазки, потом тихо-тихо отойду от тебя в сторону (начинайте с меньших расстояний, постепенно увеличивая их до 3 метров). А теперь я громко скажу: «Я здесь», и тебе просто нужно рукой показать, откуда донеслись мои звуки".

  • "Эти звуки не для скуки"

Игра направлена на активизацию прошлого опыта ребенка, развитие акустической памяти.

 

В этой игре используются не специально подобранные звуки, а ежедневные будничные шумы (помешать ложкой в стакане, скрип открываемой двери, звонок телефона), то есть все звуки, на которые ребенок в повседневной жизни внимания не обращает. Взрослый завязывает ему глаза, воспроизводит любой бытовой шум и просит ребенка отгадать, что это было и для чего это нужно. Ребенку постарше можно давать подряд 2-3 звука, тренируя таким образом акустическую память.