Восприятие является одной из основных функций у детей раннего возраста, именно с его помощью происходит накопление знаний о себе и окружающем мире. Зрительное восприятие представляет собой основу зрительного внимания, зрительной памяти и мышления. Слуховое восприятие - это основа в освоении ребенком речи. Правильное восприятие себя и собственного тела поможет ребенку чувствовать себя более уверенно, научит его самоуважению и принятию самого себя. Функция зрительного восприятия лежит в основе множества психических процессов, основанных на участии зрительного анализатора. Прежде всего это касается мышления, зрительной памяти, чтения и письма. Ранний возраст является наиболее чувствительным для накопления информации зрительного типа. Существует ряд игр и упражнений, которые способствуют развитию зрительного восприятия:
Можно предложить ребенку распутать веревочки шариков или найти для каждого героя сказки свою тропинку. Освоение умения решать подобные задания начинается с с проведения по «дорожкам» пальчиком ребенка, затем - карандашом, и лишь потом - только глазами.
Игра поможет закрепить знания ребенка о цветах, развивает цветовое восприятие. Взрослый с ребенком вспоминает названия основных цветов того, что их окружает. Например, говорит ребенку: "Посмотри, какого цвета небо? Верно, голубое. А теперь посмотри вокруг и найди еще что-нибудь такого же голубого цвета, как небо". Или "Какого цвета огурец? А что еще бывает зеленого цвета?"
Игра направлена на развитие восприятия формы. В нее можно играть на улице. Необходимы карточки с геометрическими фигурами, например, треугольником, квадратом, кругом. Фигуры могут быть изображены разными по размеру и цвету. Потребуется также мел белого цвета, которым взрослый рисуетна асфальте те же фигуры, но все одного цвета и размера. Взрослый предлагает ребенку выбрать карточку с фигурой и добежать до ее домика, который нарисован на асфальте мелом.
Эта игра формирует у ребенка умение концентрировать взгляд, расширяет словарный запас. Взрослый говорит ребенку о том, что существуют люди, которые не могут слышать. Они понимают, что им говорят, только по губам. Затем ребенку предлагается поиграть - угадать слово, которое взрослый скажет одними губами. Игра начинается с простых и знакомых слов ребенку. Сначала слова произносятся вслух, затем шепотом, после этого - едва слышно, и наконец - молча. При этом необходимо помнить, что нужно четко артикулировать (произносить губами) каждый звук.
Эта игра развивает восприятие части и целого. Для игры необходимо несколько картинок и белый лист бумаги большего, чем рисунок, размера, с прорезанным в середине отверстием с монету достоинством в 5 рублей. Взрослый накрывает рисунок чистым листом с отверстием и в таком виде показываете ребенку. "Смотри, что у меня есть. Видишь, на этой картинке вырезано маленькое окошко, но в него видно совсем немного. Давай попробуем подвигать это окошко по рисунку, так мы с тобой сможем увидеть больше и угадаем, что же там нарисовано".
Игра развивает целостность восприятия, воображение. В зависимости от возраста ребенка задания варьируются по сложности. Ребенку предлагается рисунок, на котором чего-то не хватает (крыши у дома, лепестка у цветка). Задача - дорисовать изображение до целого. Взрослый говорит ребенку: "Эти рисунки отличаются от других, на них что-то не так. Наверное, художник забыл нарисовать какую-то его часть, давай вместе посмотрим и найдем пропажу". Если ребенку трудно найти недостающий элемент, то необходимо показать такой же рисунок, на котором изображение дано полностью, и попросить найти различия между двумя рисунками. Игры, направленные на развитие слухового восприятия:
Игра направлена на развитие слухового восприятие, расширение активного словаря. Понадобятся предметы, издающие различные звуки, например, колокольчик, молоточек, детская дудочка, предметы из бумаги и т. д. Взрослый говорит ребенку "Давай вместе послушаем, какие звуки издают предметы, которые я приготовил. А теперь я спрячу их за спину и пошумлю ими. А ты попробуй угадать, что это был за предмет».
Игра развивает остроту слуха, умение правильно воспринимать слуховую инструкцию. Необходимо приготовить несколько любимых игрушек ребенка, например, куклу, мяч и машинку. Взрослый говорит ребенку: "Наши с тобой игрушки собрались погулять, но они запутались и не знают, что им делать. Давай я буду вслух говорить, что им нужно делать, а ты покажешь игрушкам, как правильно». Далее ребенку дается несколько инструкций, включающих в себя пространственные предлоги (из, под, в, на, перед, за и т. д.). Например: - возьми куклу и посади в машину; - возьми куклу из машины; - положи мяч в машину; - покатай куклу в машине. Чем старше ребенок, тем больше игрушек и тем более сложные инструкции можно использовать.
Игра направлена на развитие умения ориентироваться в пространстве, быстро сосредоточиваться и находить источник звука. Взрослый говорит ребенку: "Сейчас я завяжу тебе глазки, потом тихо-тихо отойду от тебя в сторону (начинайте с меньших расстояний, постепенно увеличивая их до 3 метров). А теперь я громко скажу: «Я здесь», и тебе просто нужно рукой показать, откуда донеслись мои звуки".
Игра направлена на активизацию прошлого опыта ребенка, развитие акустической памяти.
В этой игре используются не специально подобранные звуки, а ежедневные будничные шумы (помешать ложкой в стакане, скрип открываемой двери, звонок телефона), то есть все звуки, на которые ребенок в повседневной жизни внимания не обращает. Взрослый завязывает ему глаза, воспроизводит любой бытовой шум и просит ребенка отгадать, что это было и для чего это нужно. Ребенку постарше можно давать подряд 2-3 звука, тренируя таким образом акустическую память. |